Новости
  • 11 Апрель 2022
    На сегодняшний день ведутся подготовительные работы по перекрытию кровли придела Богоявления Господня. Предварительно строители составили смету на материалы и стоимость работ на сумму миллион 800 тыс. руб.
    14 Октябрь 2016
    Миссионерский клуб «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» Православного семейного центра «КРАСНОЕ СОЛНЫШКО» при Храме святого равноапостольного князя Владимира посетил Глебову женскую пустынь
Объявления
  • 11 Апрель 2022

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

О Подворье

Село Глебово

Первое упоминание о Глебове как деревне, входящей в приход церкви села Ильинское относится к 1565 году, когда Ильинское с 22 деревнями было пожаловано Иваном Грозным Старицкому Успенскому монастырю.

Территория нынешнего прихода до 1922 года была границей Старицкого и Зубцовского районов по реке Жидоховке. К 1822 году окончательно сформировался церковный приход Глебовской Богоявленской церкви. Этому способствовало закрытие ветхой деревянной Чудовской церкви, а несколько раньше и Ушаковской. На месте закрытых церквей были построены часовенки, куда ежегодно от Глебова прихожане ходили крестным ходом. В 1822 году началось строительство каменного здания церкви в с. Глебове из тесанного известкового камня. Село Глебово стало центром церковного прихода до закрытия церкви в I937 году. В состав прихода входили деревни Возницы, Деулино, Черново, Десятины, Бабынино, Березниково, Чудово Дороховской волости Старицкого уезда и д.д. Попово, Ушаково, 3 части д. Волково (4-я часть входила в Романовский церковный приход) д. Селезнево, Бабарыкино Зубцовского уезда. Деревни Турышкино и Бунезино относились к приходу Покровско-Аршиневской церкви.

Первые жители на территории,  появились после ледникового периода. Первоначально их стоянки были по течению реки Жидоховки и крупного её притока Черного ручья. Первые жители относились к финно-угорским племенам. В конце 8-9 веков с запада в поисках лучших мест обитания появилось славянское племя кривичей. Они селились рядом с местными жителями, смешивались с ними брачными союзами. Основным занятием в 8-10 веках у наших предков, переходящих к оседлой жизни было: охота, рыболовство, подсечное земледелие и животноводство. Памятниками того далекого времени ряд сохранившихся курганов (захоронений) по правому берегу реки Жидоховки на окраине д. Попово, около бывшего овчарника и на высоком правом берегу против сельца и деревни Чудова.

С образованием государства "Древняя Русь" с центрами в г.г. Киеве и Великим Новгородом в 9 веке до распада в 12 веке на ряд самостоятельных княжеств земли прихода вошли в состав Ростово-Суздальского княжества. Они были пограничными со Смоленским княжеством, Новгородской феодальной республикой и Литовским княжеством. Здесь часто встречались княжеские дружины, велись княжеские войны за новые земли с жившими на них людьми.

В середине 13 века из Великого Владимирского княжества выделилось Тверское. Его западная граница проходила по реке Волге. Это было время татаро-монгольского ига. Местное население жило в небольших, в 2-3 семьи, деревнях. Подсечное земледелие заставляло через 4-5 лет "отвоевывать у леса" новые"' участки земли, а прежние, истощенные, забрасывались. Заброшенные деревни назывались пустошами. Их названия дошли до нашего времени: Тяпино, Путилково, Гребушкино, Квакушкино, Метусово, Азарьино, Сырково, Пономарьково.

Крестьянство было лично свободно. Два раза в год князь со своей дружиной собирал дань с населения княжества. Она состояла из сметаны и творога, мяса и меда, зерна (овса, ржи).

Между тверскими и московскими князьями были частые войны из-за новых земель и владение ярлыком на Великое Владимирское княжение. Ярлык на Великое Владимирское княжение выдавал хан Золотой Орды за богатый подарок. Пять войн было проведено московским князем Дмитрием Донским с тверским князем Михаилом Александровичем, внуком святого Михаила Тверского, зверски убитого в Орде осенью 1318 года. Войны проходила в середине 14 века. Три из них громыхали по полям и перелескам от Степурина и Бабынина до г. Старицы.

С присоединением Тверского княжества к Московскому в 1485 г. шла массовая раздача земель служилым людям, воинам княжеского войска, монастырям.

В описных книгах Старицкого Успенского мужского монастыря указано: "Государева жалованная грамота в Старицком уезде в Роменской волости (до административной реформы Петра I и Екатерины II все правобережье Волги от реки Иванишинки до Родни входило в состав указанной волости) на село Ильинское (это село было расположено на правой стороне дороги Степурино-Старица у развилки на д. Коконягино) с деревнями, а дана в 7076 г. (1565 г.) Следовательно, село Ильинcкое с селом Богоявленское было пожаловано Иваном Грозным. Из монастыря начинаются пожертвования различных церковных предметов то в Ильинскую, то в Богоявленскую церкви.

В Богоявленской церкви священником был Давид Федорович Зобников. От "моровой язвы умерли сыновья Василий и Козьма и жена Васса. Давид все имущество раздал прихожанам, а сам ушел в Старицкий монастырь, где в молодости был послушником, изучил священное писание, прекрасно читал церковно-священные книги, имел мягкий, спокойный певучий голос. В монастыре он принял монашество под именем Дионисий.

Вскоре он сделался казначеем, а потом и архимандритом. После разгрома Старицы Лжедмитрием II в 1609 году с оставшимися в живых монахами ушел в Москву. 29 июня 1610г. назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Время было тяжелое. Москва в руках поляков, которые вместе с русскими бродягами свирепствовали в городе и окрестностях. Русский народ поднялся на борьбу с поляками. Ополчение князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина с Нижнего Новгорода шло на Ярославль и дальше на Москву. В Сергиевом посаде архимандрит Сергиевской лавры благословил ополченцев. Поляки из Москвы были изгнаны, но река Шоша с притоками до 1617 года была местом массовых грабежей шайками Лжедмитрия II. Все было порушено. Потребовалось около столетия, чтобы переселенцы в наши плодородные земли, богатые рыбой реки и речушки, зверем леса, возродили сельское хозяйство. Землепользование по левому берегу Жидоховки было монастырским, таким же было землепользование по правому берегу реки. По соседству были дарственное земли, которыми жаловал царь за военную службу.

 

 Возрождение

Восстановление порушенного польско-шведской интервенцией было долгим и мучительным. В течение 17 века государственными службами были попытки составление описей по волостям, станам, но благородное дело до конца доведено не было.

После литовского разорения положение народных масс ухудшилось. К шайкам литовцев и поляков присоединились бездомные русские люди, которые были не менее жестоки. Их шайки находили пристанище по течению реки Волги. Берега Шоши и её притоков были безопаснее для жизни мирных людей. Здесь "быстрее шло освоение земель. В 1670г. Анна Полуектовна Бернова передавала деревню Сидорово на имя тверского воеводы. Сидорово и другие деревни Мичковского прихода до границы с деревнями Глебовского церковного прихода заселяются переселенцами из Карелии. После подписания мира со Швецией исконно русские земли Карелии передавались Швеции, как стране победительницы. Большинство карельских семей не захотело оставаться под владычеством Швеции переселялись на пустующие земли тверского края, в том числе и на берега Жидоховки. Деревня Волково, являющаяся составной частью прихода вплоть до ВОВ называлась Карельское или Малое, в отличие от Большого Волкова Кобелевской волости (Степуринский с.о.), расположенной на правом берегу Шоши. Карелы Мичковского и Глебовского приходов быстро ассимилировались с местным населением и в 18 веке считались русскими. В то время только деревни по реке Ржать Юрьевское (Болдыревский с.о.), Белоглазово и Шепелево (Ошурковскй с.о. Зубцовского района) считались карельскими.

При заселении карелами свободных земель они получали от царей полную свободу, с них не взимали подати в пользу "Великого государя" - "жалованье, деньги, хлеб". Они становились собственностью бывших владельцев земли. Им был Старицкий Успенский Богородичный мужской монастырь. Пашню на него "пахали из снопа". Они становились собственностью бывшего владельца земли.

В течение 18 столетия медленно восстанавливаются пахотные земельные площади и растет крестьянское население. В описной книге Старицкого Успенского монастыря 1741 г. о селе Глебове говорилось: "Село Глебово на реке Жидоховке, в том селе двор монастырский, другой скотный. Келья поселкового монаха малая; погреб и погребница деревянные." Далее идет описание построек, хлеба и посевов. В описании села Глебова 1760г. "... Хозяйство монастырское проведено в больших размерах". И Крылов, "Достопримечательности в уезде", 2-й выпуск, Старица, 1916 г., с.

В меновой грамоте Владимира Старицкого при обмене г. Старицы на г. Дмитров в 1566г.  говорится: "Да по книгам письмо Жука Прокофьева, да Ментово Федорова лета 7039 г. (1531 г.) дворцовыжъ село Богоявленское, что спущено с Ильинским". Следовательно два села в 1531 г. уже были соединено в одно, хотя в то же время продолжали существовать две церкви, на расстоянии одна от другой в 5 верстах; Богоявленская в Глебове, а Ильинская около д. Десятин, на Московской большой дороге. Эта местность называется Ильинскою." (Там же, с. 7.) После смутного времени село Ильинское не возродилось, а селу Глебову суждено было существовать до наших дней.

В 1735 году возобновляется уездное административное деление. Территория Старицкого уезда значительно сократилась. Юго-западные волости и станы отошли к Зубцовскому, Гжатскому и Ржевскому уездам. Деревни правого берега реки Жидоховки вошли в состав Ушаковской волости Зубцовского уезда, а левого в состав Дороховской волости Старицкого уезда. Русло Жидоховки стало границей уездов. В состав нынешнего колхоза от Ушаковской волости отошли земли д.д. Селезнево, Бабарыкина, М. Волково. Попово, Ушаково, поселок Кореньки. Из Дороховской волости к территории колхоза отошли д.д. Бунезино, Турышкино, Возницы, Деулино, Шилово, Десятины, село Глебово, д. Бабынино и поселки Болдырево, Рябцево, Лянево

В послереволюционное время часть крестьян деревни Шилово основали на землях своей части поселок Болдырево, часть д. Бабынино - поселок Рябцево на правом берегу речки Черный Ручей, а на левом берегу крестьяне д. Шишково Гнездовской волости - поселок Лянево.

На землях нынешнего прихода в 17-18 в.в. было две деревянные церкви: в селах Глебове и Ушакове. Перед началом строительства в с. Глебове каменного церковного здания церковь в Ушакове была разобрана на дрова, а на её месте построена небольшая часовенка, напоминающая небольшие каменные церкви Твери или Москвы. Село Ушаково стало деревней Глебовского церковного прихода.

Местное население было безграмотным. В 1822 г. священник Глебовской Богоявленской церкви в церковной сторожке открыл училище. Занятия с детьми проводились в дни, свободные от церковной службы. Это было одно из первых сельских училищ в Старицком уезде. Учениками училища были дети деловых крестьян бывших монастырских деревень, которые стали государственными после Указа Екатерины II 24.02. 1764 г. о секуляризации (изъятии) земель у монастырей и разделение их на три разряда. Старицкий Успенский мужской монастырь, богатейший в губернии был отнесен к 3 разряду. По желанию дети монастырских в прошлом крестьян д.д. Попово, Возницы, Деулина, Бабынина, Шилова и Десятин посещали школу в свободное от с/х работ время. Дьяк церкви учил их письму, счету, чтению. Священник наблюдал за учебой и преподавал Закон Божий. Это благородное дело постепенно росло, развивалось. В 1886-87 учебном году на территории колхоза работало две школы: Глебовская и Шиловская. В первой учились дети из д.д. Возниц, Волкова, Деулина, Бабарыкина, Попова а во второй дети д.д. Десятины, Бабынина, Деулина. Грамотность среди бывших помещичьих крестьян составляла 22,2% у мужчин и 0,83% у женщин. Государственные крестьяне имели процент грамотности: 25,8% у мужчин и 1,32% у женщин, разница в количестве грамотных людей связана с разным уровнем жизни крестьянского населения: помещичьи крестьяне после отмены крепостного права были временнообязанными, они платили в государственную казну ежегодно до 1904 года плату. Временнообязанными были крестьяне деревень: Ушаково, Волково, Бабарыкино, Селезнево, Турышкино, Бунезино.         

 Богоявленский храм села Глебово     

        

Каменная церковь начала строиться в 1820 году с благословения Пресвятейшего Филарета, архиепископа Тверского и Кашинского на средства прихожан. В годы строительства церковная служба проводилась в старой деревянной церкви. В 1822 году для крестьянских детей церковный притч открыл школу. Занятия проводились в церковной сторожке. Обучение грамоте, письму, счету и Закону Божьему вели священник  и дьяк. (Там же, с. 9)

В 1831 году было закончено строительство церковного здания, велись работы по росписи стен, оборудование иконостаса, алтаря и престола во имя Богоявления Господня. В 1835 году новая церковь была освящена архимандритом Старицкого Успенского монастыря отцом Александром.

Строительные леса после окончания строительства однопрестольной церкви убраны не были. В задумках притча и прихожан было строительство новой 3-ярусной колокольни, с увеличением и расширением зимней церкви, строительство здания церковно-приходской школы.

В 1852 году было закончено строительство колокольни. Она была трехярусной, высотой 18 саженей. Ее верх украшал железный четырехконечный крест. К новому столетию шесть ее колоколов своим ритмичным звоном извещали прихожан о начале богослужения. Большой колокол весил 350 пудов, маленький – 39 фунтов.

Единого проекта комплексного строения не было. Он составлялся умельцами перед началом новой стройки.

Семь деревень прихода состояли из бывших монастырских, а четыре – помещичьих крепостных крестьян. ¾ прихожан – государственные крестьяне. Они были богаче помещичьих крестьян. Их забота и щедрость сделали свой храм объемнее и краше соседних.

После окончания строительства колокольни было решено выделить земельный участок для приходского кладбища. Оно находилось на левом берегу реки Жидоховки между селом Глебово и деревней Возницы. Оно было окружено с 4-х сторон рвом саженной глубины и огорожено железной решеткой на кирпичных столбах. С северо-западной стороны – входная дверь. Два высоких кирпичных столба крепили ее две створки. Верхняя часть столбов соединялась широкой металлической пластиной, от которой в виде овала была сделана металлическая узорная решетка. В 1870 году кладбище было освящено. Оно действует и поныне.

В 80-е годы перестраивалась зимняя церковь. Стены расширялись и удлинялись до церковной колокольни. Строительство было закончено в 1888 году. Ширина трапезы равнялась 14,5 саженям. В перестроенном храме три входных двухстворчатых двери, с северной, западной и южной сторон. Западные двери были царскими. Все двери имели одинаковые крыльца из белого известкового камня, крытые железом, с четырьмя колоннами каждое.

В расширенной зимней церкви два престола. Правый во имя Ильи пророка и левый – Святителя Николая. Первый престол был освящен в 1889 году, а второй – в 1890 году священником села Емельяново Иваном Дмитриевичем Невским.

На рубеже 19-20 веков была перестроена церковная ограда в виде неправильного четырехугольника с четырьмя башнями на углах и Царскими входными воротами с западной стороны. Расширенная церковная ограда вобрала в свои стены часть древнего кладбища и действующее церковное.

 Достопримечательности прихода

         

В 1904 году церковь Богоявления Господня с.Глебово  посетил Высокопреосвященный архиепископ Тверской и Кашинский отец Дмитрий. Интересовался историей церкви. Обязал поставить часовню в честь святого Дионисия и престол его имени.

В 1905 году на перекрестке дорог Степурино-Старица и Десятины-Коконягино была построена часовенка (каменная) в честь Дионисия. Ежегодно 12 мая от Богоявленской церкви до часовенки ходил крестный ход. (часовня в данный момент разрушена)

Около деревни Бабынино на Петровом ручье был кирпичный памятник в честь святых первоверховных Петра и Павла и колодец-ключ, на месие исцеления отб бесноватости крестьянки Иулиании, при переносе мощей Первого Патриарха Московского и всея Руси. 29 июня из Глебова к этому месту совершался крестный ход.

В д. Чудово на крутом левом берегу реки Жидоховки древнее кладбище. В 1823 году деревня Чудово была приписана к Глебовскому церковному приходу. С разрешения Епархии в 1824 году старая деревянная церковь святого архистратига Михаила была разобрана и использована как дрова при обжиге кирпича в селе Глебово. На месте Чудовской церкви была построена часовенка.

В деревне Ушаково была церковь Воскресения Христова. Деревня входила в Глебовский приход. В деревне была часовенка в честь Николая Чудотворца, деревянная, снаружи обложенная кирпичом. По внешнему виду она похожа на церковь

с. Ильинское.

В настоящее время села этого нет, местность же где оно было слывет под названием «ильинщина». Село  находилось при Московской дороге в 15 верстах от г. Старицы. Об основании его ничего не известно, да и вообще сведения о нем очень скудны. Оно было одним из древнейших сел и сначала принадлежало к владениям Старицких князей, а впоследствии царю Иоанну Грозному.

В 1565 году с. Ильинское, в силу пожалованной И. Грозным грамоты, перешло с принадлежавшими к нему деревнями в число владений Старицкого Успенского монастыря. … К с. Ильинское было приписано 22 деревни. По описной книге (Старицкий Успенский монастырь) в Ильинском было два храма: один – во имя Богоявления Господня, а другой – в честь святого пророка Ильи. Существование в одном селе двух храмов объясняется тем, что первоначально были два села: Ильинское и Богоявленское, которые потом были соединены в одно. В меновой грамоте И. Грозного и Старицкого князя Владимира Андреевича при обмене г. Старица на Дмитров в 1556 году говорится: «Да по книгам письма Жука Прокофьева, да Ментова Федорова лета 7035 (1531). дворцовыж село Богоявленское, что спущено с Ильинским» 

Как отразилось на с. Ильинском литовское нашествие неизвестно, но только оно, как видно из сказания о перенесении мощей патриарха Иова, существовало и после него.

О дальнейшей судьбе с. Ильинское ничего не известно: впоследствии оно куда-то исчезает, а вместо него упоминается о селе Глебове, куда переводится и церковь.