Новости
  • 11 Апрель 2022
    На сегодняшний день ведутся подготовительные работы по перекрытию кровли придела Богоявления Господня. Предварительно строители составили смету на материалы и стоимость работ на сумму миллион 800 тыс. руб.
    14 Октябрь 2016
    Миссионерский клуб «НАШЕ НАСЛЕДИЕ» Православного семейного центра «КРАСНОЕ СОЛНЫШКО» при Храме святого равноапостольного князя Владимира посетил Глебову женскую пустынь
Объявления
  • 11 Апрель 2022

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Благодать покидает монаха, отвергающего послушание

Архимандрит Рафаил (Карелин). "Размышления о современном значении Афона — 4 (о послушании)".

Сатана изображается нагим с черными крыльями, похожими на крылья летучей мыши. Благодать во время богоотступления как бы опалила его невидимым пламенем; божественный свет превратился для него в непроницаемую тьму, а божественная любовь – в вечное отвержение. Нечто подобное происходит с гордым монахом: когда он отвергает послушание, надеясь на свой личный подвиг, то благодать покидает его, отвергает, как бы отбрасывает от себя, и он остается нагим и беспомощным, как Адам после своего падения.

Для исихии необходимо крайнее смирение; только в смиренной душе обитает благодать, как внутренний свет и животворящая теплота. Гордый подвижник остается пустым и нищим – работником без платы и воином без победы и венца. Часто такой монах обольщается демоническими видениями, мертвым люциферианским светом – заревом ада, который одновременно разжигает кровяные страсти и леденит душу, как объятия трупа.

Для исихии как воздух необходимо смирение, а чтобы приобрести и сохранить его – послушание. Буря ломает высоко поднятые ветви деревьев, но не может выдернуть с корнем кустарник и траву, которые приклоняются к земле. Исихию рождает послушание. Исихаст должен быть преемником духа и благодати своего наставника, которому он вручил себя.

Без послушания нет тишины ума и невозможен глубокий покой сердца; послушание это гнездо, в которое слетает голубь благодати. Аскетическая традиция имеет свою особенность: здесь нужна живая передача опыта и непосредственная преемственность. Старец не только учит послушника, но как бы духовно живет и действует в нем. Принцип афонского монашества – послушание. Оно покрывает монаха от демонических искушений, как световой покров, защищает его от видимых и невидимых врагов, как стена.

Один из плодов послушания – духовная мудрость. Никакие книжные знания не могут сделать человека мудрым – это дар Божий, который дается ему за отсечение своей воли. Современное монашество потеряло представление о мистической глубине послушания; оно подменило его подчинением и внешней дисциплиной, которое нередко воспринимается как насилие.

На Афоне сохранилась традиция беспрекословного послушания, без которого афонцы не мыслят духовной жизни. Только под лучами послушания растут и цветут духовные цветы Афона: алые розы молитвы в монастырских оградах и белые лилии молчания в пустынных горах. Гордых и непослушных Афон изгоняет из своих пределов: они сами, под разными предлогами покидают Святую Гору, словно гонимые невидимым бичом, будто осенние листья, срываемые порывами ветра. В Фиваиде и Нитрии наставника монахов называли аввой, то есть отцом, на Афоне геронтой – старцем, умудренным опытом: этот опыт он не должен унести с собой в могилу, а передать преемникам, как духовное наследство.

Послушание – это крылья монаха, которые поднимают его ввысь; без послушания он беспомощно ползет по земле, покрытой острыми камнями и тернием. Монах, данное ему послушание, должен исполнять немедленно, не колеблясь и не раздумывая. Когда преподобный Афанасий Афонский был еще молодым монахом и занимался перепиской книг, то игумен решил показать братии его послушание. Остановившись у дверей келлии Афанасия, он позвал его. Когда Афанасий предстал перед игуменом, тот послал братьев посмотреть на рукопись, которую переписывал Афанасий, и те увидели, что последнее слово не дописано до конца: Афанасий не посмел задержаться ни на мгновенье, чтобы докончить букву, как будто услышал голос Самого Христа.

Афон открывает мистическую глубину монашеского послушания и его символический смысл. Ученик – образ Адама, учитель – Христа. Послушание – древо жизни, непослушание – плод древа познания добра и зла. Эдем – внутреннее состояние души монаха, пребывающего в послушании. Змей – демон, который в Эдеме научил Адама нарушить заповедь Божию; теперь он стремится обольстить каждого монаха, чтобы тот нарушил послушание, и тем самым лишить его внутреннего Эдема, сделать душу страной изгнания, пустырем, где растут бурьян и волчцы самоволия.

Послушник должен стремиться быть неразлучно соединенным со своим старцем: он питается его духовной силой, как ребенок в чреве – кровью матери. Даже смерть не разлучает старца с его учеником: старец невидимо пребывает с ним, указывает на опасности, защищает от искушений; ученик чувствует себя под невидимым покровом молитв своего учителя, отошедшего к Богу. Чем послушнее ученик, тем большую силу имеет молитва старца за него.

У людей, не понимающих глубины послушания, бытует мнение, что если человек возьмет благословение на какое-нибудь дело, то оно должно исполниться именно так, как он задумал и хочет. Но здесь другое: когда исполняют благословение старца, то совершается воля Божия, а воля Божия не всегда совпадает с желаниями и планами человека.

Иногда по воле Божией дело не получается и предприятие разрушается, а разочарованный человек начинает сомневаться в необходимости послушания и благословения. В Библии написано, как одиннадцать колен Израиля решили наказать провинившееся колено Вениамина и вопрошали об этом Бога. Они несколько раз получали ответ, чтобы шли воевать, и каждый раз терпели поражение. Но они не опустили рук, не возроптали на Бога и, в конце концов, оказались победителями. Дело, начатое по благословению старца, может не исполниться, может принести убытки и разорение, однако исполнится высшее – промысл Божий о человеке, который даст ему больше, чем он потерял в духовном, а иногда и в земном плане.

Старцы Афона считали, что послушание, соответствующее желанию послушника, это послушание, так сказать, низшего порядка. А самое ценное и высокое, когда оно совершается против хотения и воли человека, когда не соответствует его намерениям и не вкладывается в обычные понятия, когда плотской разум протестует против него, но человек, мужественно отсекая все помыслы и оценки, исполняет послушание, как бы плывет против течения реки. Такое послушание скоро низводит благодать в душу человека.

Здесь необходимо отбросить свои рассуждения, свои желания, не считаться даже с очевидностью, как бы вместо своих глаз смотреть глазами старца. Это действие болезненно для души человека, как прижигание гнойника огнем; но в этом огне перегорают его страсти, самолюбие, гордость ума и вожделения сердца. Этот жгучий и очистительный огонь делает послушника новым творением. Такого послушания больше других подвигов страшится диавол. Конечно, это особый вид послушания, жертва духовного всесожжения, которое мир не может вместить: для мирских людей оно слишком трудно и даже опасно. Но в этом афонском послушании сияет миру духовное величие и мистическая красота мноашества.

На Афоне сосуществуют две иерархии: церковная и духовная. Они могут соединяться друг с другом, но могут и не совпадать. Церковная иерархия это носительница благодати священства; это каналы, по которым благодать изливается в мир, это право совершать богослужения и Таинства, это власть прощать и разрешать грехи. Духовная иерархия – подвижники, которые путем молитвы и аскезы стяжали благодать и духовную мудрость. Церковный иерарх получает благодать через хиротонию – рукоположение, а духовный иерарх – через личный подвиг. Он может быть не только священнослужителем, но и простым монахом, а иногда даже не иметь монашеского пострига: его сан и степень – это мера духовного света, который он стяжал. Поэтому наставниками на Афоне, учителями молитвы и аскезы были не только священнослужители, но и простые монахи.

Без послушания невозможна исихия. Без послушания невозможно проникновение в глубины своего сердца и сокровенная таинственная молитва, которая совершается в нем тихо, как текут подземные воды.

Может ли совершаться исихия в миру? В полном смысле этого слова – нет, а только отчасти; но Иисусова молитва – может, и каждый христианин должен стремиться к ней. Некоторые говорят, что теперь нет учителей Иисусовой молитвы, нет духовного руководства. Однако и в монастырях и даже в миру имеется, скрытая от поверхностного взора, духовная иерархия; это люди, которые добились каких-то ступеней Иисусовой молитвы. Они отмечены печатью благодати, как бы светом различной силы. От них идет особое благоухание, которое может почувствовать душа, а в их сердцах мир и покой, который ощущается сердцем.

Тот, кто хочет заниматься Иисусовой молитвой, может найти среди них наставников для себя: когда человек действительно хочет и ищет, то Господь посылает ему.

Опыт Афона говорит, что для достижения смирения также надо пользоваться каждым случаем, чтобы отсекать свою волю перед людьми, если это возможно и не противоречит послушанию своему старцу. И в миру, в обыденной жизни, можно упражняться в отсечении воли и страстных хотений перед другими людьми, только с рассуждением.

Когда преподобный Симеон Столпник готовился взойти на столп, то он услышал голос с неба: «Рой глубже» - для основания столпа. Чем глубже послушание – тем крепче основание для Иисусовой молитвы и вообще для всей духовной жизни.

Старец Силуан о послушании

Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.

Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

* * *

Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.

Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.

Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и своевольного.

Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.

* * *

Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: "Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня".

Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.

* * *

Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы?

Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.

Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: "Тебе это дано за послушание".

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.

Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в раю.

Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.

А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай посадить.


Назад к списку