Архиерейское подворье Глебова Пустынь при Богоявленском храме Тверская и Кашинская епархия |
Архимандрит Рафаил (Карелин). "Размышления о современном значении Афона — 4 (о послушании)".
Сатана изображается нагим с черными крыльями, похожими на крылья летучей мыши. Благодать во время богоотступления как бы опалила его невидимым пламенем; божественный свет превратился для него в непроницаемую тьму, а божественная любовь – в вечное отвержение. Нечто подобное происходит с гордым монахом: когда он отвергает послушание, надеясь на свой личный подвиг, то благодать покидает его, отвергает, как бы отбрасывает от себя, и он остается нагим и беспомощным, как Адам после своего падения.
Для исихии необходимо крайнее смирение; только в смиренной душе обитает благодать, как внутренний свет и животворящая теплота. Гордый подвижник остается пустым и нищим – работником без платы и воином без победы и венца. Часто такой монах обольщается демоническими видениями, мертвым люциферианским светом – заревом ада, который одновременно разжигает кровяные страсти и леденит душу, как объятия трупа.
Для исихии как воздух необходимо смирение, а чтобы приобрести и сохранить его – послушание. Буря ломает высоко поднятые ветви деревьев, но не может выдернуть с корнем кустарник и траву, которые приклоняются к земле. Исихию рождает послушание. Исихаст должен быть преемником духа и благодати своего наставника, которому он вручил себя.
Без послушания нет тишины ума и невозможен глубокий покой сердца; послушание это гнездо, в которое слетает голубь благодати. Аскетическая традиция имеет свою особенность: здесь нужна живая передача опыта и непосредственная преемственность. Старец не только учит послушника, но как бы духовно живет и действует в нем. Принцип афонского монашества – послушание. Оно покрывает монаха от демонических искушений, как световой покров, защищает его от видимых и невидимых врагов, как стена.
Один из плодов послушания – духовная мудрость. Никакие книжные знания не могут сделать человека мудрым – это дар Божий, который дается ему за отсечение своей воли. Современное монашество потеряло представление о мистической глубине послушания; оно подменило его подчинением и внешней дисциплиной, которое нередко воспринимается как насилие.
На Афоне сохранилась традиция беспрекословного послушания, без которого афонцы не мыслят духовной жизни. Только под лучами послушания растут и цветут духовные цветы Афона: алые розы молитвы в монастырских оградах и белые лилии молчания в пустынных горах. Гордых и непослушных Афон изгоняет из своих пределов: они сами, под разными предлогами покидают Святую Гору, словно гонимые невидимым бичом, будто осенние листья, срываемые порывами ветра. В Фиваиде и Нитрии наставника монахов называли аввой, то есть отцом, на Афоне геронтой – старцем, умудренным опытом: этот опыт он не должен унести с собой в могилу, а передать преемникам, как духовное наследство.
Послушание – это крылья монаха, которые поднимают его ввысь; без послушания он беспомощно ползет по земле, покрытой острыми камнями и тернием. Монах, данное ему послушание, должен исполнять немедленно, не колеблясь и не раздумывая. Когда преподобный Афанасий Афонский был еще молодым монахом и занимался перепиской книг, то игумен решил показать братии его послушание. Остановившись у дверей келлии Афанасия, он позвал его. Когда Афанасий предстал перед игуменом, тот послал братьев посмотреть на рукопись, которую переписывал Афанасий, и те увидели, что последнее слово не дописано до конца: Афанасий не посмел задержаться ни на мгновенье, чтобы докончить букву, как будто услышал голос Самого Христа.
Афон открывает мистическую глубину монашеского послушания и его символический смысл. Ученик – образ Адама, учитель – Христа. Послушание – древо жизни, непослушание – плод древа познания добра и зла. Эдем – внутреннее состояние души монаха, пребывающего в послушании. Змей – демон, который в Эдеме научил Адама нарушить заповедь Божию; теперь он стремится обольстить каждого монаха, чтобы тот нарушил послушание, и тем самым лишить его внутреннего Эдема, сделать душу страной изгнания, пустырем, где растут бурьян и волчцы самоволия.
Послушник должен стремиться быть неразлучно соединенным со своим старцем: он питается его духовной силой, как ребенок в чреве – кровью матери. Даже смерть не разлучает старца с его учеником: старец невидимо пребывает с ним, указывает на опасности, защищает от искушений; ученик чувствует себя под невидимым покровом молитв своего учителя, отошедшего к Богу. Чем послушнее ученик, тем большую силу имеет молитва старца за него.
У людей, не понимающих глубины послушания, бытует мнение, что если человек возьмет благословение на какое-нибудь дело, то оно должно исполниться именно так, как он задумал и хочет. Но здесь другое: когда исполняют благословение старца, то совершается воля Божия, а воля Божия не всегда совпадает с желаниями и планами человека.
Иногда по воле Божией дело не получается и предприятие разрушается, а разочарованный человек начинает сомневаться в необходимости послушания и благословения. В Библии написано, как одиннадцать колен Израиля решили наказать провинившееся колено Вениамина и вопрошали об этом Бога. Они несколько раз получали ответ, чтобы шли воевать, и каждый раз терпели поражение. Но они не опустили рук, не возроптали на Бога и, в конце концов, оказались победителями. Дело, начатое по благословению старца, может не исполниться, может принести убытки и разорение, однако исполнится высшее – промысл Божий о человеке, который даст ему больше, чем он потерял в духовном, а иногда и в земном плане.
Старцы Афона считали, что послушание, соответствующее желанию послушника, это послушание, так сказать, низшего порядка. А самое ценное и высокое, когда оно совершается против хотения и воли человека, когда не соответствует его намерениям и не вкладывается в обычные понятия, когда плотской разум протестует против него, но человек, мужественно отсекая все помыслы и оценки, исполняет послушание, как бы плывет против течения реки. Такое послушание скоро низводит благодать в душу человека.
Здесь необходимо отбросить свои рассуждения, свои желания, не считаться даже с очевидностью, как бы вместо своих глаз смотреть глазами старца. Это действие болезненно для души человека, как прижигание гнойника огнем; но в этом огне перегорают его страсти, самолюбие, гордость ума и вожделения сердца. Этот жгучий и очистительный огонь делает послушника новым творением. Такого послушания больше других подвигов страшится диавол. Конечно, это особый вид послушания, жертва духовного всесожжения, которое мир не может вместить: для мирских людей оно слишком трудно и даже опасно. Но в этом афонском послушании сияет миру духовное величие и мистическая красота мноашества.
На Афоне сосуществуют две иерархии: церковная и духовная. Они могут соединяться друг с другом, но могут и не совпадать. Церковная иерархия это носительница благодати священства; это каналы, по которым благодать изливается в мир, это право совершать богослужения и Таинства, это власть прощать и разрешать грехи. Духовная иерархия – подвижники, которые путем молитвы и аскезы стяжали благодать и духовную мудрость. Церковный иерарх получает благодать через хиротонию – рукоположение, а духовный иерарх – через личный подвиг. Он может быть не только священнослужителем, но и простым монахом, а иногда даже не иметь монашеского пострига: его сан и степень – это мера духовного света, который он стяжал. Поэтому наставниками на Афоне, учителями молитвы и аскезы были не только священнослужители, но и простые монахи.
Без послушания невозможна исихия. Без послушания невозможно проникновение в глубины своего сердца и сокровенная таинственная молитва, которая совершается в нем тихо, как текут подземные воды.
Может ли совершаться исихия в миру? В полном смысле этого слова – нет, а только отчасти; но Иисусова молитва – может, и каждый христианин должен стремиться к ней. Некоторые говорят, что теперь нет учителей Иисусовой молитвы, нет духовного руководства. Однако и в монастырях и даже в миру имеется, скрытая от поверхностного взора, духовная иерархия; это люди, которые добились каких-то ступеней Иисусовой молитвы. Они отмечены печатью благодати, как бы светом различной силы. От них идет особое благоухание, которое может почувствовать душа, а в их сердцах мир и покой, который ощущается сердцем.
Тот, кто хочет заниматься Иисусовой молитвой, может найти среди них наставников для себя: когда человек действительно хочет и ищет, то Господь посылает ему.
Опыт Афона говорит, что для достижения смирения также надо пользоваться каждым случаем, чтобы отсекать свою волю перед людьми, если это возможно и не противоречит послушанию своему старцу. И в миру, в обыденной жизни, можно упражняться в отсечении воли и страстных хотений перед другими людьми, только с рассуждением.
Когда преподобный Симеон Столпник готовился взойти на столп, то он услышал голос с неба: «Рой глубже» - для основания столпа. Чем глубже послушание – тем крепче основание для Иисусовой молитвы и вообще для всей духовной жизни.
Старец Силуан о послушании
Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.
Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.
Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.
Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.
* * *
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.
Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.
Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.
Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и своевольного.
Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.
* * *
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: "Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня".
Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.
* * *
Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы?
Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.
Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: "Тебе это дано за послушание".
Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.
Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в раю.
Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.
А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай посадить.